ПРАВОСЛАВНЫЕ ЧУДЕСА СВЕТА

МОБ.+30-6944-476923  (Viber, WhatsApp) Андрей,(ЗВОНИТЕ БЕСПЛАТНО ИЛИ ПИШИТЕ ПО ВАЙБЕРУ, ОТВЕЧАЮ МГНОВЕННО)

                   МОБ.+306946430550,  +306944476923 (Viber, WhatsApp- пишите, отвечаем круглосуточно) 
                   E-MAIL: grlist@bk.ru
                  andreasborisov7@gmail.com

Метеоры







      Метеоры (греч. Μετέωρα) — один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован около X века и с тех пор существует непрерывно. В 1988 году монастыри были включены в список объектов всемирного наследия. По административно-церковному делению входит в митрополию Стаги и Метеор (греч. Σταγών και Μετεώρων) Элладской православной церкви.

     Метеоры расположены в горах Фессалии на севере Греции, на севере нома Трикала. Они находятся в горах Хасия (горный массив Пинд) недалеко от реки Пиньос в 1-2 километрах к северу от города Каламбака (бывшая Стаги) и в 21 километре к северо-западу от города Трикала.

Шесть действующих православных монастырей, расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины. Скалы достигают в высоту 600 метров над уровнем моря и являются редким геологическим явлением. Они образовались более 60 миллионов лет назад и являлись каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины. В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название Метеоры (от греч. μετέωρα — «парящие в воздухе»).


Отшельники


По преданию, первые отшельники поднялись на эти каменистые и неприступные, отрезанные от мира вершины скал задолго до X века. Они жили в пещерах и в скальных углублениях, а рядом основывали небольшие площадки, так называемые «молельные места» для совместного совершения молитв и изучения духовных текстов. Однако для участия в богослужениях и церковных таинствах (прежде всего причастии) отшельникам приходилось спускаться в старую церковь Архангелов в городе Стаги, а позднее во вновь построенную церковь Богородицы.

Согласно большинству исследователей[2], первым отшельником был некий Варнава, который в 950—970 годах построил старейший скит Святого Духа (Σκήτη του Αγίου Πνεύματος). Затем последовало возведение Преображенского скита (1020 год) критским монахом Андроником, а в 1160 году был сооружён скит Стаги или Дупиани. Основание этого скита положило начало организованному монашескому «государству» (общине) — Метеорам, и общинной монастырской жизни.

Образование монастырского комплекса

Фрески


В течение двух-трех веков Метеоры жили в атмосфере мира и спокойствия, но в XIII веке начались вторжения крестоносцев, сербов, албанцев и турок, стремившихся захватить Фессалию. В 1334 году в Метеоры прибыл монах Афанасий, изгнанный со Святой горы Афона нашествием корсаров, сопровождаемый своим духовным пастырем Григорием. Они обосновались на столпе Стаги («Столп Капель») и прожили там около 10 лет. Афанасий, впоследствии святой Афанасий Метеорский, имел единственную цель — создание хорошо организованного монастыря по подобию афонских. В 1334 году он собрал 14 монахов из близлежащей округи и поднялся на «Платис Литос» (широкий камень) — гигантскую скалу высотой 613 метров над уровнем моря, 413 над уровнем городка Каламбака, начав поистине титаническое для той эпохи дело — строительство первых сооружений знаменитого впоследствии монастыря «Великий Метеор». Этим монахом впервые были определены правила поведения, которым должны были следовать монахи, соблюдая законы монастырской жизни в Метеорах. Считается, что именно Афанасий дал этим скалам название «Метеоры».

Перечень монастырей

Расцвет монашеской страны приходится на XVI век. Величие этого места и его естественная природная безопасность от нашествий грабителей и разбойников, которую ощущали монахи благодаря высоте отвесных скал, позволило создать с течением времени крупную организованную монашескую общину с множеством монастырей, которые росли и укреплялись с помощью многочисленных даров и вкладов правителей и архонтов. В результате, многие известные и неизвестные духовные лица основали следующие монастыри (полужирным выделены ныне действующие монастыри)

Двор монастыря Русану

«Архангелов» (греч. Ταξιαρχών)
«Вериг Апостола Петра» (начало XV века) (Αλύσεως Αποστόλου Πέτρου)
«Вседержителя» (Παντοκράτορα)
«Иоанна Бунильского» (Ιωάννου του Μπουνήλα)
«Иоанна Предтечи» (середина XVII века) (Προδρόμου)
«Ипсилотерас или Каллиграфов» (середина XV века) (Μονής Υψηλωτέρας / Καλλιγράφων)
«Калистрата» (Καλλιστράτου)
«Миканской Богоматери» (вторая половина XIV века) (Παναγίας της Μήκανης)
«Преображенский» (της Μεταμόρφωσης)
«Русану или Арсану» (Ρουσάνου / Αρσάνου)
«Святого Антония» (XIV век) (Αγίου Αντωνίου)
«Святого Варлаама» или Всех Святых (Βαρλαάμ / Αγίων Πάντων)
«Святого Георгия Мандиласа (Палаточника)» (Αγίου Γεωργίου του Μανδηλά)
«Святого Григория» (XIV век) (Αγίου Γρηγορίου)
«Святого Димитрия» (Αγίου Δημητρίου)
«Святого Модеста» (XII век) (Μοδέστου)
«Святого Монастыря или Богородицы» (вторая половина XV века) (Αγίας Μονής)
«Святого Николая Бандова или Кофина» (около 1400 года) (Αγίου Νικολάου του Μπάντοβα)
«Святого Николая Анапавсаса» (Αγίου Νικολάου Αναπαυσά)
«Святого Стефана» (Αγίου Στεφάνου)
«Святой Троицы» (Αγίας Τριάδος)
«Святых Апостолов» (начало XVI века) (Αγίων Αποστόλων)
«Святых Феодор» (Αγίων Θεοδώρων)
«Сретения» (Υπαπαντής)

Эти 24 монастыря существовали в период расцвета монастырского государства, однако постепенно оно начало приходить в упадок.

Действующие монастыри

Двор монастыря святого Стефана

В настоящее время действует только шесть монастырей:
мужские — «Преображения», «Варлаама», «Святого Николая Анапавсаса», «Святой Троицы»;
женские — «Русану или монастырь святой Варвары», «Святого Стефана».

Другие же либо превратились в руины, либо вообще исчезли.

До 20-х годов XX века, когда к монастырям были проложены дороги и сделаны каменные ступени для подъёма, монахи и посетители могли попасть в монастыри только по подвесной лестнице, либо с помощью монахов, которые поднимали их в специальных сетках. Таким же образом на вершину скал поднимались все строительные материалы для возведения монастырских строений, а также продукты питания и другие необходимые для монастырской жизни вещи.

Преображенский монастырь (Великий Метеор)

Преображенский монастырь


Мужской монастырь Преображения Господня (греч. της Μεταμόρφωσης του Σωτήρος), известный также как Великий Метеор (греч. Μεγάλο Μετέωρο) расположен на самой высокой (613 метров) и большой по площади скале (6 га). Основан Афанасием Метеорским около 1340 года.

Главный собор монастыря (кафоликон) — Преображенский собор — построен в 1388 году по подобию Афонских храмов, крестообразный в плане с двенадцатигранным куполом, высотой 24 метра и с апсидами по бокам. Придел опирается на четыре колонны, все стороны которых, также как и потолок, покрыты фресками на религиозные сюжеты со сценами мучения святых. В северной части придела располагается захоронение основателей монастыря преподобных Афанасия и Иоасафа, а рядом изображены они сами, держащие в руках монастырь. Иоасаф (до пострига был последним сербским царём в 1371—1372 годы) расширил Преображенский собор, украсил его иконами и обеспечил необходимыми священными сосудами. Он помогал и другим обителям Метеор, защищая их права царскими грамотами.

Кафоликон Преображенского монастыря



В 1484 году собор был восстановлен и заново расписан, о чём свидетельствует надпись на южной стороне алтаря. Дошедшая до нас роспись собора фресками высокого художественного уровня была выполнена в 1552 году неизвестным мастером.[8] В 1791 году для собора был изготовлен деревянный резной иконостас с позолотой, украшенный фигурками животных и растений.

В храме находится большое количество ценных икон XIV-XVI веков, а в бывшей трапезной расположен музей монастырских драгоценностей. Среди сокровищ монастыря особо выделяются: древнейшая по времени греческая рукопись 861 года; двустворчатая икона Богоматери, вклад Марии Палеолог, сестры одного из основателей монастыря; часть Золотой буллы с подписью императора Андроника Палеолога; полностью расшитая плащаница XIV века; четыре иконы XVI века: Рождество Христово, Распятие Христово, Страсти Христовы, Богоматерь Скорбящая.

У входа в монастырь находится полуразрушенный скит святого Афанасия. Это маленькая постройка, затерянная в скале. Там в пещере жил основатель монастыря, а позади от входа находятся небольшая часовня и склеп.

Для более безопасного подъёма в монастырь в 1922 году в скале были прорублены ступени, но сетка до сих пор используется для подъёма провизии и других необходимых для жизни монастыря предметов.

Монастырь Варлаама

Монастырь Варлаама (греч. Μονή Βαρλαάμ) или Всех Святых (греч. Αγίων Πάντων).

В середине XIV века схимник Варлаам поднялся на скалу и воздвиг несколько келий и маленькую церковь, которую посвятил Трём Святителям.[10] Там он обитал до конца своих дней в полном одиночестве. После его смерти все помещения оставались необитаемы долгие годы.

Монастырь Варлаама

В 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатного рода Апсарадов из города Янина, до этого прожившие семь лет на столпе Предтечи в Преображенском монастыре (Великий Метеор) поднялись на скалу с единственной целью — отреставрировать превратившуюся в руины церковь Трех Святителей, построенную Варлаамом. Однако братья после восстановления церкви остались на скале и постепенно к ним присоединились другие монахи, число которых к середине XVI века достигло 30 человек. В 1542 году братьями была построена новая просторная церковь с двумя куполами, построенная по подобию Афонских церквей, посвященная Всем Святым, ставшая кафоликоном монастыря.  После смерти братьев — Феофана в 1544 году, а Нектария в 1550 году монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни.

Церковь Трех Святителей, однонефная базилика, при её последнем восстановлении в 1627 году была расписана фресками схимником Ефремом Сирийским, одним из самых известных насельников монастыря, плодотворным церковным автором.

Церковь Всех Святых также богата украшена фресками предположительно кисти Франгоса Кателаноса — живописца критской школы, многие работы которого находятся в Великой Лавре Афона. Также в церкви имеется несколько мозаик из слоновой кости и перламутра. В юго-восточном углу притвора находится захоронение основателей монастыря Нектария и Феофана.

В монастырской трапезной расположен музей, где хранится крупное собрание редких рукописей, вышитых золотом плащаниц, резных деревянных крестов исключительно тонкой работы. Особо следует выделить переносные иконы поствизантийского периода, а также Евангелие императора Константина Багрянородного.

Монастырь Святой Троицы


Скала, на которой стоит мужской монастырь Святой Троицы (греч. Μονή Αγίας Τριάδος), представляет собой наиболее впечатляющий вид Метеор: утёс высотой 400 метров, у подножья в глубине лежит русло реки Пиньос, а над ней — вершины поросшего лесом горного хребта Пиндос.

Точных данных об основании монастыря не сохранилось, он был построен где-то в период с 1458 по 1476 год. Также достоверно неизвестно, является ли упоминаемый в монастырских хрониках монах Дометий его основателем.

В 1925 году при игумене Никандре в скале прорубили 140 ступеней, которые вслед за тропинкой у подножья скалы ведут в монастырь. При подъёме у входа в монастырь находится вырубленный в скале маленький храм Святого Иоанна Предтечи. Он был построен и расписан в 1682 году монахом Никодимом, о чём свидетельствует надпись над входом с внутренней стороны здания, прочитанная французским археологом XIX века Л. Хозе. Вероятно до того как были пробиты ступени, здесь было место затворничества какого-то схимника.

В северо-западной части монастыря находится кафоликон, посвящённый Святой Троице. Это маленький собор в византийском стиле, крестообразный, с двумя колоннами, низким куполом, состоит из центральной части, притвора и ризницы. Согласно имеющийся в соборе надписи фрески в нём были выполнены в 1741 году священнослужителем Анатолием и его родным братом Никодимом. Придел перекрыт полусферическим перекрытием, над внутренней частью двери имеется надпись, которая сообщает, что собор построен в 1689 году, а первый раз расписан фресками в 1692 году. Справа от алтаря расположена ризница, большинство сокровищ которой были расхищены во времена иностранных завоеваний неизвестными варварами вместе с монастырскими колоколами. Удалось сохранить 26 старинных икон, которые в настоящее время находятся в монастыре Варлаама, а также 40 рукописей, которые переданы в монастырь святого Стефана.


Монастырь Русану или святой Варвары

Монастырь Русану


Время создания монастыря Русану (греч. Μονή Ρουσάνου) или Арсани (греч. Αρσάνη) и происхождение его названия доподлинно неизвестны. По одной версии основателем монастыря был некий Русанос, выходец из местечка Росана. По другим неподтвержденным источникам монастырь был основан в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенидиктом. Точно известно, что в 1545 году по разрешению митрополита города Ларисы Виссариона и игумена монастыря Великого Метеора выходцы из Эпира — братья иеромонахи Иоасаф и Максим, построили монастырский кафоликон в византийском стиле на месте разрушенной церкви Преображения и отреставрировали монастырь, который действовал в форме общежительного.

Мучения святых (фреска притвора кафоликона)



Монастырь неоднократно расхищался. Те его реликвии, которые дошли до наших дней, хранятся сейчас в Преображенском монастыре (Великий Метеор). В 1940 году монастырь пришёл в упадок и лишился своих насельников. С 1950 года в течение 20 лет старица Евсевия из соседней деревни Кастраки в одиночку сохраняла трехэтажное строение монастыря, которое в настоящее время в обновленном виде действует как женский монастырь, получивший свое второе название в честь святой Варвары.

Кафоликон монастыря — церковь Преображения с нетипичным алтарем, обращенным к северу, представляет собой двустолпное крестовокупольное сооружение с притвором. Церковь была расписана в 1560 году неизвестными иконописцами критской школы. Эти росписи не были записаны в последующие века и сохранились в хорошем первоначальном состоянии. Исключительную ценность представляют собой фрески притвора — страдания святых и «Восшествие на престол» — многофигурная композиция с ангелами, душами усопших и огненной рекой ада. Также большую ценность представляет деревянной резьбы с позолотой иконостас.

Монастырь Святого Стефана



Монастырь Святого Стефана

 Святого Стефана (греч. Αγίου Στεφάνου) — самый из легкопосещаемых метеорских монастырей. Он расположен на высокой скале, вздыбившейся над поселкомом Каламбака. Он легко   доступен  по единственному пешеходному мосту длиной 8 метров.

На каменной арке над входом, которая вплоть  до 1927  сохранялась замурованной, вы встретитесь  с надписью «6770 год. Иеремия», которая означает, что  некий отшельник по имени Иеремия жил на этой скале уже в 6770 году от сотворения, и  то, что  в 1192 году от рождества Христова.,  монахи из его сподвижников, соорудили   келии, цистерну для сбора  воды и построили маленькую часовню святого Стефана.  Сама обитель относится к концу XIV века. Она была построена Анатолием Катакузиносом и Филофеем Сиатинским, чьи образы запечатлены в маленькой церкви на территории монастыря. В 1545 году константинопольский  Иеремия I провозгласил  ставропигальным и вывел его из-под юрисдикции епархии Стаги.

В 1798 году была сооружена Церковь святого Харлампия — кафоликон монастыря святого Стефана. В большей части церковь не имеет росписи, иконостас выполнен в технике резьбы по дереву и украшен позолотой .

В конце XIX века  обитель населяли 31 насельник , но к 1960 году она  опустела и в 1961 году была преобразована.

Монастырская  территория используется для экспозиции монастырских реликвий, к ценным из которых относятся:  потиром (1631 год); масса переносных икон XVII—XVIII веков; текстовка  Божественной литургии 1404 , написанная одним из основателей монастыря. Обитель ведёт большую просветительскую работу в области возрождения византийской музыки, производит работы  в области иконографии.




Монастырь Святого Николая Анапавсаса



                                               Монастырь Святого Николая Анапавсаса


Монастырь святого Николая Анапавсаса (греч. του Αγίου Νικολάου Αναπαυσά), называемый также Радостным (греч. Άσμενος). Время основания монастыря точно неизвестно, предположительно, первые монахи появились на этой скале в XII—XIII веках. Основание монастыря приписывается монаху Никанору, имевшему фамилию Анапавсас (Αναπαυσάς), которая и вошла в название монастыря. Впрочем, не исключено, что эпитет Αναπαυσάς (успокоитель) связан с самим монастырём как местом, дающим душевный и физический покой монахам и гостям монастыря.
Небольшая площадь скалы, на которой расположен монастырь, вынудила монахов разместить храмы, кельи и подсобные постройки на нескольких уровнях, что создаёт впечатление лабиринта.

На первом уровне расположена маленькая церковь, посвящённая святому Антонию. Её алтарь имеет площадь всего 4 квадратных метра и может вместить только одного священнослужителя.

На втором уровне расположен собор святого Николая — кафоликон монастыря. Собор построен в форме прямоугольника без окон и увенчен низким куполом, при этом притвор собора столь просторный, что создаётся впечатление, что изначально он был построен как монастырский двор. Алтарь вынуждено обращён на север. Стены собора украшены фресками Феофана Стрелидзаса, выдающегося иконописца критской школы. Собор святого Николая был построен около 1527 года на средства митрополита города Ларисы Дионисия и иеромонаха и экзарха Стаги Никанора, о чём свидетельствует надпись, находящаяся над входом в собор.




                           Фреска с изображением Богородицы в монастыре Святой Троицы



На третьем уровне находятся кельи, старая трапезная, используемая как приемная для почетных посетителей, маленькая церковь святого Иоанна Предтечи и склеп с черепами монахов.

Порядок посещения монастырей

Монастыри открыты для посещения верующими и туристами в установленные дни и часы. Вход для граждан Греции бесплатный, для остальных — 2 евро.Наименование монастыря Режим посещения
Преображенский монастырь (Великий Метеор) Ежедневно, кроме вторника. Часы посещения: 9:00-13:00 и 15:15-18:00
Монастырь Варлаама Ежедневно, кроме пятницы. Часы посещения: 9:00-13:00 и 15:15-18:00
Монастырь Святой Троицы Ежедневно. Часы посещения с 9:00 до 18:00 часов
Монастырь Русану или святой Варвары Ежедневно. Часы посещения с 9:00 до 18:00 часов
Монастырь Святого Стефана Ежедневно, кроме понедельника. Часы посещения: 9:00-13:00 и 15:15-18:00
Монастырь Святого Николая Анапавсаса Ежедневно, кроме пятницы. Часы посещения с 9:00 до 18:00 часов
 взято из: http://ru.wikipedia.org/wiki/Монастыри_Метеоры
МОБ.+30-6944-476923  (Viber, WhatsApp) Андрей,(ЗВОНИТЕ БЕСПЛАТНО ИЛИ ПИШИТЕ ПО ВАЙБЕРУ, ОТВЕЧАЮ МГНОВЕННО)
                   МОБ.+306946430550,  +306944476923 (Viber, WhatsApp- пишите, отвечаем круглосуточно) 
                   E-MAIL: grlist@bk.ru
                  andreasborisov7@gmail.com

ЗАДАТЬ ВОПРОС АФОНСКИМ СТАРЦАМ

Имя

Электронная почта *

Сообщение *

РЕКОМЕНДУЙТЕ НАС В СОЦСЕТЯХ

Нравится